Top.Mail.Ru
Вопрос
В № 10 за 2024 год журнала «Делопроизводство и документооборот на предприятии» на стр. 94 показан способ прошивки дела при подготовке его на постоянное хранение в архив. Но мы делаем иначе, потому что: – когда мы прошиваем верхнюю корочку, впоследствии она быстро изнашивается, а если плотный картон, то затрудняется пролистывание и копирование документов; – отступ 2 см от левого края тоже усложняет копирование – придется часто расшивать дело. В своей практической деятельности мы не прошиваем верхнюю корочку, а пришиваем листы дела к нижней корочке. Отступ от левого края делаем 1,5 см.
Отвечает

Предложенный Вами вариант тоже допустим. Сначала напомним, о каком варианте прошивки дела шла речь:

Рисунок 1. Расстояние от границ дела до проколов и между проколами

В статье был показан самый распространенный вариант. Давайте разберем, как можно преодолеть те минусы, с которыми вы столкнулись в работе.

Когда мы прошиваем дело насквозь, включая верхнюю и нижнюю картонные «корочки», это лучше защищает документы внутри. Чтобы дело легче открывалось и верхняя обложка меньше изнашивалась в местах рядом с проколами на верхнюю обложку наносится биговка – прямая бороздка по всей высоте, отступив от края на ширину примерно вклеенного корешка (может наноситься как при подшивке дела, так и при его первом использовании – как вам удобно). Биговка снимает нагрузку на картон, куда врезается нить при раскрытии дела. Нанести биговку можно самостоятельно обычными ножницами по линеечке. Однако не переусердствуйте с нажимом, чтобы не прорезать картон.

Дополнительно защитить место прошивки вы можете, обклеив корешок: можно использовать ледерин, коленкор, бумвинил… а можно и попроще – взять малярный скотч (не спутайте с обыкновенным скотчем!).

При закупке картонных папок необходимо обращать внимание на их устойчивость к сгибанию. Если вы берете для подшивки дел так называемые переплетные крышки, то, конечно, в них вы не сможете его раскрывать нормально – они предназначены для переплета, а не для подшивки. Если же хотите подшивать дела именно в такие папки, то лучше выбирать папки с гребешками, и тогда вам не придется прошивать толстую обложку.

Копирование архивных документов должно производиться только бесконтактным способом! В идеале использовать планетарный сканер, фотоаппарат. Всякие ксероксы, зажимающие дела, особенно в «раскоряченном» виде, вообще недопустимы. Для дел / документов, которые подлежат частому копированию, вообще лучше сделать фонд пользования, провести оцифровку. Тогда не придется каждый раз «ломать» дело, зажимая его в копировальное устройство.

На каком расстоянии от корешка делать проколы и прошивку? Отступ в 2 см – это максимально допустимый, но не единственно возможный вариант. Поэтому мы всегда подчеркиваем, что отступ должен быть не более 2 см и что нужно руководствоваться здравым смыслом, глядя на прошиваемые документы. Недаром в п. 6.1 ГОСТ Р 7.0.97-2016 сказано: «Каждый лист документа, оформленный на бланке или без него, должен иметь поля не менее: 20 мм – левое... Документы длительных (свыше 10 лет) сроков хранения должны иметь левое поле не менее 30 мм». То есть прошиваемые документы должны иметь поле 3 см, «вкладываемое» в корешок дела, но на практике бывает и меньше. Тогда стараются сделать прошивку дела на расстоянии 1,5 см от корешка (как вы и делаете), если это не спасает, то используются уже более трудоемкие работы.

Расшивка дела – это крайняя мера. Она проводится, как правило, только для оцифровки либо при необходимости обеспечения сохранности документов. Если вам приходится часто расшивать дело, значит, вы плохо его сформировали. В государственных, муниципальных архивах расшивка дела – это целый ритуал, который «с кондачка» не делается. В организациях, наверное, к этому проще относятся, но «часто расшивать» дело только по той причине, что нужно откопировать какой-то документ, не стоит. У работника государственного или муниципального архива от такого подхода «сердечный приступ случится».

Стоит ли пришивать листы дела только к нижней корочке (не прошивая верхнюю корочку)? Этот способ может иметь место. Никаким документом не регламентирован один-единственный способ прошивки. Организация выбирает наиболее приемлемый для себя. Но если при подшивке документов дела верхняя корочка не прошивается, то вам нужно дополнительно защитить документы:

  • вложить картонные полоски после последнего листа и перед первым листом во избежание механической порчи документов нитью, входящей в проколы, она ведь непосредственно на лист ложится либо
  • вставлять между обложками с-образный корешок.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каким образом передавать электронные документы в государственные и муниципальные архивы

Что сейчас тормозит прием-передачу электронных документов в архивные учреждения. Какая нормативная база уже есть и что ожидаем в ближайшем будущем. Как развивается работа на специальной государственной платформе «Центр хранения электронных документов» – какой прорыв в технологических решениях нас ожидает до конца 2030 года.

Что делать, если опись дел утрачена?

Разбираем ситуацию, когда единицы хранения на месте, но отсутствует учетный документ – годовой раздел описи дел, по которому они были переданы в архив организации. Показываем алгоритм действий для источников и неисточников комплектования: где искать опись и как восстановить документ, если его все-таки не нашли, что отразить в предисловии к описи.

Составление описи дел (часть 3)

Показываем, как можно оформить титульный лист и предисловие к годовому разделу описи дел. Могут ли быть описаны документы разных лет в одном годовом разделе. Как отразить изменение наименования организации. Кто может составлять опись дел, кто ее должен согласовать и утвердить. Какие требования содержат Правила 2023 года, что они не конкретизируют, как в результате делают эту работу на практике. Какие элементы справочного аппарата к описи дел стоит составлять к каждому годовому разделу, а какие только после завершения описи (кроме титульного листа и предисловия могут потребоваться перечень переименований и изменения подведомственности, оглавление, список сокращений, указатели). Когда опись дел можно завершить.

Составление описи дел (часть 2)

Продолжаем подробный разговор об оформлении описи дел – показываем все на примере описи дел по личному составу. В этом номере журнала разбираем правила оформления табличной части, где описываются все единицы хранения (дела / тома), подлежащие передаче в архив: как заполнить каждую графу описи дел и как эти сведения соотносятся с зафиксированными на обложке дела и в листе-заверителе; тонкости уточнения в описи заголовка дела (впервые сформулированного в номенклатуре дел); когда срок хранения дела не получится просто перенести из номенклатуры дел в опись; что фиксируется в примечании. Как заполнить итоговую запись к описи. Кто в каком порядке подписывает, согласовывает и утверждает опись.

Личные дела и должностные инструкции работников в вопросах и ответах

Здесь собраны ответы на вопросы читателей о формировании личных дел работников, хранении и ознакомлении с должностными инструкциями: — в каком порядке коммерческой организации подшивать документы в личные дела? — где лучше хранить должностные инструкции и собирать подписи об ознакомлении с ними? — возможно ли принимать личные дела уволенных работников в архив в электронном виде?

Составление описи дел (часть 2)

Продолжаем подробный разговор об оформлении описи дел – показываем все на примере описи дел по личному составу. В этом номере журнала разбираем правила оформления табличной части, где описываются все единицы хранения (дела / тома), подлежащие передаче в архив: как заполнить каждую графу описи дел и как эти сведения соотносятся с зафиксированными на обложке дела и в листе-заверителе; тонкости уточнения в описи заголовка дела (впервые сформулированного в номенклатуре дел); когда срок хранения дела не получится просто перенести из номенклатуры дел в опись; что фиксируется в примечании. Как заполнить итоговую запись к описи. Кто в каком порядке подписывает, согласовывает и утверждает опись.

Передача документов временному управляющему при процедуре наблюдения в рамках банкротства организации

Какие документы надо передать временному управляющему. Как правильно рассчитать срок в 7 дней (в законе не сказано, рабочие это или календарные дни). Как организовать сбор документов, чтобы уложиться в столь сжатый срок. Что и кому грозит, если вы не успеете. Как заверять копии документов, в т.ч. сшивы. Почему их должны подписывать и руководитель организации, и главбух. Как составить доверенность для делегирования права заверения копий. Как документально оформить передачу затребованных документов.

Каким образом передавать электронные документы в государственные и муниципальные архивы

Что сейчас тормозит прием-передачу электронных документов в архивные учреждения. Какая нормативная база уже есть и что ожидаем в ближайшем будущем. Как развивается работа на специальной государственной платформе «Центр хранения электронных документов» – какой прорыв в технологических решениях нас ожидает до конца 2030 года.