Top.Mail.Ru

Ужесточение наказаний за нарушения в работе с персональными данными

Готовится новая волна ужесточения наказаний за нарушения требований к работе с персональными данными. 23 января 2024 года Государственная Дума РФ приняла в 1 чтении сразу 2 законопроекта:

  1. Законопроект № 502113-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»1 планирует установить ответственность за незаконные использование, передачу, сбор и хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные. Для этого в УК РФ введут новую статью 272.1, состав преступлений сейчас сформулирован так:
    • «за использование и (или) передачу (распространение, предоставление, доступ), сбор и (или) хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, полученной путем неправомерного доступа к средствам ее обработки, хранения или иного вмешательства в их функционирование, либо иным незаконным путем»;
    • «за создание и (или) обеспечение функционирования информационных ресурсов, предназначенных для незаконного хранения и (или) распространения персональных данных».
  2. Законопроект № 502104-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»2:
    • предполагает установить градацию ответственности в зависимости от объема «утекшей» информации – пока шкала выглядит так:
      • персональные данные от 1 000 до 10 000 субъектов персональных данных и (или) от 10 000 до 100 000 уникальных обозначений сведений о физических лицах, необходимых для определения таких лиц (далее – идентификаторы);
      • персональные данные от 10 000 до 100 000 субъектов персональных данных, и (или) от 100 000 до 1 000 000 идентификаторов;
      • персональные данные более 100 000 субъектов персональных данных, и (или) более 1 000 000 идентификаторов;
    • за утечку специальных категорий персональных данных предполагается установление повышенных административных штрафов;
    • за повторные нарушения, выражающиеся в серьезной «утечке» персональных данных, предусматриваются санкции в виде оборотных штрафов – процент от совокупного размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено нарушение (если нарушитель не осуществлял деятельность в предшествующем году, то процент от совокупного размера суммы выручки за предшествующую выявлению часть года, но не менее 20 млн руб. и не более 500 млн руб.!!!);
    • повысить штрафы по ч. 1.1 ст. 13.11 – за повторно выявленную обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо за обработку персданных, не совместимую с целями их сбора:
      • сейчас организации грозит штраф от 100 до 300 тыс. руб., его планируют сделать от 300 до 500 тыс. руб.;
      • должностному лицу пока грозит штраф от 20 до 50 тыс. руб., его планируют сделать от 100 до 200 тыс. руб.;
    • штрафовать за неуведомление Роскомнадзора о намерении осуществлять обработку персональных данных или об их «утечке». Кстати, за молчание о выявленной «утечке» организацию смогут оштрафовать на сумму до 3 млн руб., а ответственное должностное лицо – до 800 000 руб.!

Хотя к этим вопросам надо будет вернуться после принятия законов, когда мы сможем увидеть окончательные размеры штрафов и формулировки. Пока просто предупреждаем, что государство все серьезнее относится к информационной защите в целом и защите персональных данных в частности. Именно поэтому теме персональных данных мы решили посвятить наш следующий онлайн-семинар, который пройдет 22.05.2024, и 2 статьи в этом номере журнала:

  • «Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными» – вы увидите, за что, на кого и какие штрафы накладываются сейчас. Это крупные штрафы: часто в сотни тысяч, а при повторном нарушении они исчисляются уже в миллионах рублей – в таблицах все наглядно показано;

  • статья «Как документировать уничтожение персональных данных».





Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО

Сноски 2

  1. https://sozd.duma.gov.ru/bill/502113-8 Вернуться назад
  2. https://sozd.duma.gov.ru/bill/502104-8 Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Правила делового этикета, отличающиеся для дам и кавалеров

Включает ли деловой этикет какие-то правила поведения, которые различаются для женщин и мужчин?

Документы-основания для приказов об отпуске и возложении обязанностей

Можно ли при оформлении отпуска работника в одном приказе прописать всю информацию о предоставлении отпуска и в этом же приказе (отдельным пунктом) возложить обязанности отсутствующего работника на другого работника на период отпуска? Тогда возникает вопрос о сроках хранения приказа. Срок хранения приказов об отпусках – 5 лет, возложение обязанностей – 50 лет. Если отпуск и возложение обязанностей на период отпуска должны оформляться разными приказами, то должно быть два разных документа-основания: заявление на отпуск от работника и служебная записка на возложение обязанностей? Или достаточно в одном заявлении на отпуск указать информацию о согласии другого работника исполнять обязанности на период отпуска?

Ответ в бумажном виде на электронное обращение

Какие сведения автор обращения обязан указать о себе и способах коммуникации с ним? Обязана ли организация направлять на почтовый адрес гражданина бумажный ответ на его электронное обращение? Ответы даем на основе анализа формулировок закона об обращениях граждан. Показываем примеры того, как можно организовать распечатку из СЭД и оформлять бумажные копии электронных ответных писем.

Предварительное рассмотрение входящих документов

Как освободить руководителя организации от необходимости рассматривать большой вал входящих документов для выдачи по ним поручений исполнителям? Можно перенаправить основной поток напрямую на его заместителей, руководителей подразделений и ответственных работников. Показываем, как выявить темы документов и по какой логике распределять их между этими «адресатами». Как учитывать важность и срочность вопросов, какие установки обсудить с руководителем. Как работать с нерегистрируемой корреспонденцией. Как оформить матрицу распределения документов. Что регламентировать. Как преодолеть сопротивление изменениям со стороны руководителей и остальных сотрудников компании.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.