Top.Mail.Ru

Когда ключ электронной подписи в УЦ от имени организации получил мошенник

Каковы последствия для организации и удостоверяющего центра, если выяснится, что договор (в форме заявления) на регистрацию и изготовление квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи от имени организации был подписан мошенником?

Арбитражный суд Челябинской области 20.02.2023 рассмотрел дело № А76-3850/2022, в котором Транспортная компания «Орион Плюс» оспаривала сам факт заключения договора с Удостоверяющим центром «Столица» (далее УЦ) на изготовление ЭП. Проблема обнаружилась следующим образом:

  • 23.06.2021 в УЦ было подано заявление на изготовление усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) от имени генерального директора «Орион Плюс» и иные необходимые документы. УЦ изготовил и выдал УКЭП на руки;
  • позже генеральному директору «Орион Плюс» поступил телефонный звонок от лица, представившегося сотрудником ООО «Сибирь Трак Сервис» с требованием произвести оплату за поставленный товар! Дело в том, что 14.07.2021 на электронной торговой площадке roseltorg.ru между «Орион Плюс» и ООО «Сибирь Трак Сервис» посредством подписания УКЭП был заключен договор поставки товара, в рамках которого была осуществлена поставка на общую сумму почти 5,5 млн рублей, а также были оказаны услуги по доставке на общую сумму более 215 тыс. рублей;
  • но компания «Орион плюс»:
    • не обращалась к УЦ за созданием квалифицированного ключа проверки электронной подписи, не получала его и не пользовалась им;
    • не участвовала в электронных торгах, не заключала договор поставки на сумму более 5 млн рублей и не получала тот товар;
    • чтобы выпутаться из проблем, «Орион плюс» обратилось в суд для признания недействительным договора на изготовление УКЭП и, как следствие, самой УКЭП и подписанного с ее помощью договора поставки товара более чем на 5 млн рублей.

Обратите внимание на даты. С 01.07.2021 квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи юридические лица (лица, имеющие право действовать от имени организации без доверенности), индивидуальные предприниматели и нотариусы получают только в Удостоверяющем центре ФНС России. Мошенник успел получить УКЭП организации в коммерческом УЦ за несколько дней до окончания такой возможности!

Суд назначил экспертизу, чтобы определить, кем именно – генеральным директором или другим лицом – была выполнена подпись в заявлении в графе «Пользователь удостоверяющего центра». Оказалось, что не генеральным директором «Орион Плюс».

В результате Арбитражный суд Челябинской области:

  • признал, что договор поставки на более чем 5 млн рублей был заключен неустановленным лицом с использованием незаконно полученной в УЦ электронной подписи, а не генеральным директором «Орион плюс», что нарушило интересы этой компании;
  • полностью удовлетворил исковые требования «Орион плюс», признав недействительным договор (в форме заявления) с УЦ «Столица» на регистрацию и изготовление квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи юридического лица (в соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий (недействительна с момента ее совершения) – это касается договора на получение УКЭП мошенником и является основанием для дальнейшего оспаривания компанией «Орион плюс» договора поставки);
  • а с УЦ «Столица» взыскали только 6 000 руб. за госпошлину и 21 000 рублей за проведение судебной экспертизы.

Данное дело потом рассматривали апелляционная и касационная инстанции, которые только подтвердили решение первой судебной инстанции.

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Правила делового этикета, отличающиеся для дам и кавалеров

Включает ли деловой этикет какие-то правила поведения, которые различаются для женщин и мужчин?

Документы-основания для приказов об отпуске и возложении обязанностей

Можно ли при оформлении отпуска работника в одном приказе прописать всю информацию о предоставлении отпуска и в этом же приказе (отдельным пунктом) возложить обязанности отсутствующего работника на другого работника на период отпуска? Тогда возникает вопрос о сроках хранения приказа. Срок хранения приказов об отпусках – 5 лет, возложение обязанностей – 50 лет. Если отпуск и возложение обязанностей на период отпуска должны оформляться разными приказами, то должно быть два разных документа-основания: заявление на отпуск от работника и служебная записка на возложение обязанностей? Или достаточно в одном заявлении на отпуск указать информацию о согласии другого работника исполнять обязанности на период отпуска?

Ответ в бумажном виде на электронное обращение

Какие сведения автор обращения обязан указать о себе и способах коммуникации с ним? Обязана ли организация направлять на почтовый адрес гражданина бумажный ответ на его электронное обращение? Ответы даем на основе анализа формулировок закона об обращениях граждан. Показываем примеры того, как можно организовать распечатку из СЭД и оформлять бумажные копии электронных ответных писем.

Предварительное рассмотрение входящих документов

Как освободить руководителя организации от необходимости рассматривать большой вал входящих документов для выдачи по ним поручений исполнителям? Можно перенаправить основной поток напрямую на его заместителей, руководителей подразделений и ответственных работников. Показываем, как выявить темы документов и по какой логике распределять их между этими «адресатами». Как учитывать важность и срочность вопросов, какие установки обсудить с руководителем. Как работать с нерегистрируемой корреспонденцией. Как оформить матрицу распределения документов. Что регламентировать. Как преодолеть сопротивление изменениям со стороны руководителей и остальных сотрудников компании.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.